Город которого нет.

Знаменитый сатирик Аркадий Аверченко в здравом уме и трезвой памяти написал рассказ про человека, который считал, что, если он стоит к чему-то спиной, то Этого: домов, деревьев, людей, - в данный момент и не существует вовсе. Красногорск - 2002. Живые и вполне здоровые люди вроде как и не существуют в официальных отчетах. Пока что не рухнувшие, но объективно состарившиеся дома вроде и числятся на балансе, но вроде как их и нет давно. И к этим людям, и к этим домам жизнь повернулась спиной.

Узники «Бухенвальда»

...Последними счастливцами, покинувшими гостеприимный кров «Бухенвальда», была семья Татьяны ЗАЦЕПИНОЙ. Они вырвались из бывшего общежития по адресу: улица Первомайская, 10, в конце 80-х. Именно тогда было поставлено долгое многоточие в истории с расселением этого несчастного дома, построенного еще в середине 30-х годов для работников КМЗ. Последний раз косметический ремонт в «Бухенвальде» (люди умеют точно назвать вещи и явления) делался в 1983 г. Предпоследним смелым человеком, который был направлен сюда в помощь жителям дома, стал ремонтник, который при попытке перекрыть крышу провалился сквозь трухлявые балки, аккурат на кухню четвертого этажа, где люди мирно пили чай.
В этом обветшавшем жилье случаются странные вещи. Дом словно сам уже устал от того, что в нем кто-то живет. Так томится пустующий гроб в ожидании своего вечного постояльца. На втором этаже несколько лет назад был пожар. Сегодня на фасаде черное пятно с наглухо забитыми окнами. Первый этаж забит железными листами. Листы берегут обитателей соседних домов от запахов, несущимися из загаженного нечистотами помещения (пару лет назад лопнула труба канализации, и все дерьмо потекло на первый этаж, где пребывает и поныне). Летом вонь проникает во все самые потаенные уголки дома-призрака. Раньше здесь была 131 обитаемая комната. Сегодня в «Бухенвальде» томятся 23 семьи. Рассказывает мать 4-месячного ребенка Вера АРТАМОХИНА:
- Три года назад у меня рамы в комнате просто выпали на улицу, когда я попыталась их открыть. Тогда же их обмерили, но до сих пор не вставили. Зимой здесь вообще невозможно находиться - холодно! Отапливаем комнаты обогревателями. Старая проводка на катушках воняет и плавится. Случись пожар, с четвертого этажа спастись не удастся...
Елене ХОТЧЕНКОВОЙ предстоит рожать в августе этого года. Она тоже живет в «Бухенвальде». И ей придется «входить в зиму», стараясь максимально обезопасить будущего ребенка от простуды - батарей в бывшей общаге осталось не так много. Лене кто-то сказал, что идущая от бойлерной вибрация здоровья будущему малышу также не прибавит. Кто-то из жильцов вспомнил, как некоторые из них с удивлением узнавали, что их просто нет в различных списках официальной статистики - кому-то не давали паспорт, кто-то не мог сдать на права...
В общаге давно уже действуют законы броуновского движения - пришедшие в полную негодность комнаты жильцы оставляют и перемещаются в другие. «Кочевья» разбросаны по всем четырем этажам. Как долго это будет продолжаться, узнать на давно неосвещаемых лестничных клетках вряд ли удастся.
Спросим у тех, на кого уповают живущие в «Бухенвальде» люди. «Еще 15 лет назад я сам слезно просил Вилора Григорьевича ТРИФОНОВА, тогдашнего директора КМЗ, - говорит Владимир ЗАЙЦЕВ, директор МП ДЭЗ, - чтобы расселили этот проклятый «Бухенвальд»! И тогда, в конце 80-х, процесс пошел. Более 80 семей удалось переселить в одно- и двухкомнатные квартиры». По словам г-на Зайцева, история с этим домом тянулась долго. В 1996 г. жилой фонд завода (к которому относится и Первомайская, 10) был передан на обслуживание муниципалитету. Причем, тогда город не взял часть старых домов. И только решение арбитражного суда в ноябре 1997 г. принудило администрацию взять под свою ответственность судьбы тех же «бухенвальдцев». Работники ведомства Зайцева бросились спасать людей от надвигающихся холодов.
- Сегодня моя позиция такая же, как и раньше - резюмирует Владимир Алексеевич, - проживающих по Первомайской,10 нужно расселять! Смысла в ремонте таких домов нет никакого! Но я квартиры не даю. Могу помочь только в обслуживании, на которое, сами знаете, денег не хватает...
К слову сказать, на ЖКХ в районном бюджете нынешнего года заложено 196 млн рублей. Но по этой цифре, считает Владимир СУМИН, заместитель главы Красногорского района по ЖКХ, судить ни о чем нельзя. Расходы на содержание жилья складываются из бюджетных денег и выплат населения по коммунальным платежам. Население-то платит исправно, а вот в бюджете деньги найти иногда сложно.
- Жители дома N10 по Первомайской улице были у меня на приеме, - продолжает Владимир Альбертович. - Я им сказал примерно следующее: решение проблемы их дома на данный момент возможно только одним способом. Если найдется инвестор, который захочет реконструировать это здание, он же будет обязан и расселить жителей дома в новые квартиры. В прошлом году один претендент на реконструкцию был. Но его с тех пор и след простыл. Сегодня администрация ищет инвестора для решения этой проблемы.
Закончим ответом г-на Сумина жителям «Бухенвальда». «В настоящее время, - пишет чиновник, - администрация района по объективным причинам не имеет возможности решить проблему переселения вас в новые квартиры, тем не менее, дом, в котором вы проживаете, включен в перечень ветхого жилого фонда района и будет выселен. Конкретные сроки не определены»...

Без срока давности

- Мне стыдно жить здесь! - восклицает Феридия Жилиндиновна ХУСНЕТДИНОВА, обводя рукой невзрачные окрестности поселка МПС-Павшино, который нужно искать за грязными зарослями неподалеку от Павшинского рынка. Среди куч мусора, захламленных дворов и убогих мест для игр детей три 2-этажных дома выглядят совсем уж сиротами. Они походят на тех бойцов, которые, устав страдать от ран, просят своих товарищей: «Добейте, друзья, нету больше мочи терпеть!»
77-летняя Феридия Жилиндиновна плачет: «Мне бы только помыться на старости лет. Дали мне талончик в баню. Я сходила один раз. Там жуткая антисанитария. Поэтому и продолжаем мыться в корыте!» Семья Хуснетдиновых живет в поселке с 1941 г. Пятое поколение родственников мучается одним и тем же насущным вопросом - как жить, если жить вроде как незачем.
Вера Сергеевна ПЛОТНИКОВА из 8-й квартиры дома N13 показывает внутреннее убранство жилья. Состарившаяся вместе с хозяевами мебель, минимальные удобства. Недавно потолок в комнате рухнул. Домочадцы радуются одному - хорошо, хоть не на голову! Дома поселка МПС-Павшино построены в конце 30-х - начале 40-х. Понятно, что все сроки их пристойной жизни давно кончились. Однако семьи, проживающие здесь, вымирать не намерены. Средний их возраст - 40 лет.
...Поселок МПС - жилье ведомственное. То есть, районные власти, пока оно не передано им на баланс, сделать ничего не могут. Железная дорога - большая. И потому неудивительно, что домоуправление павшинского поселка расположено на станции Манихино Истринского района. Попробуй вызови сантехника или электрика оттуда сюда, к тому же, из полностью нетелефонизированного микрорайона. Что уж говорить о стариках, которым часто требуется помощь медиков? Если уличное освещение в поселке включают только после очередной жалобы жильцов?!
Вся эта дикость, по мнению чиновников, объясняется просто. Сложными отношениями между МПС и муниципалитетами по передаче жилья с ведомственного баланса на муниципальный. В приемной начальника Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений Николая ЛОМТЕВА нам бодро сообщили, что сейчас «указанные дома находятся в стадии передачи на баланс администрации района» и менее оптимистично отметили, что «дорога же денег на реконструкцию жилья не дает...» Как пояснил Владимир Сумин, суть дела заключается в следующем. С 1997 г. МПС передает свое жилье муниципалам. Те дома, в которых жить можно (а главное - не нужно сильно тратиться на их содержание), принимаются практически без оговорок. При передаче же проблемных объектов составляется дефектная ведомость. В ней указано - что не работает, где течет, что отвалилось и сколько стоит, чтобы все это исправить. Только если ведомство согласно документу выделяет деньги на устранение неполадок, дом передается районным властям. Чаще всего МПС радо бы сбросить обузу со своей шеи, да только тратиться не хочет. Район, по словам Сумина, готов идти и на такие меры: «Даем им пятно под застройку без дополнительных технических условий, пожалуйста, стройте дом, переселяйте туда людей из своего жилья, а с ним поступайте как вздумается!» МПС уже передало Красногорскому району 59 домов. 25 домов само ведомство признало аварийными и не настаивает на их передаче району. Куда податься обитателям «авариек» - никто не знает. Такие дома есть не только в Павшино. Они продолжают рассыпаться на глазах в Нахабино, Опалихе... Да и МПС - не единственное ведомство, владеющее жильем в районе.
Добавляет масла в огонь жилищных вопросов и мнение Надежды БУЛГАНИНОЙ, заместителя главы администрации по градостроительному комплексу: «Когда становится известно, что людей собираются переселять, сразу начинаются чудеса. Так, когда из «Брусков» еще никого переселять не собирались, там жили 789 семей. Как только прошел слух о выделении квартир, их стало 930! А в районе сейчас возможно только «волновое» переселение. То есть, выселяем людей, сносим, получаем пятно застройки, строим новое жилье. Только так! А лесопарковую зону трогать мы права не имеем! Вот и получается, что в Красногорске жилье одно из самых дорогих в области!»
По словам г-жи Булганиной, в районе зарегистрированы более 400 строительных компаний. Правда, не все они работают, но даже московские строители обязаны отчислять налоги в районный бюджет. При этом количество муниципальных квартир в новых домах узнать нам так и не удалось. Называлась цифра 20%, но с большими оговорками. То есть, давать-то квартиры дают. И даже в новых домах. Только не всем, не всегда и не везде...


 



За спиной

Истории, приведенные в материале, к сожалению, не вымысел. Но никто не говорит, что страдают в районе от подобных проблем только жители «Бухенвальда» и поселка МПС. За примерами далеко ходить не надо. Обернитесь. Там, где, казалось, было пусто минуту назад, куда заросли давно все народные тропы, живут, радуются и горюют люди. Жители города, которого нет...
Алексей САДЫКОВ.

К СВЕДЕНИЮ:

1. Главный архитектор Красногорского района Ольга МАЛИНОВА официально заявила «ЧД», что пятен застройки в городе не осталось, и что Красногорск сегодня не сильно отличается от Японии, где дома строят на свалках. Сегодня застраиваются последние пятна - в Черневе и поселке Южном. Ситуация вокруг задуманного строительства дома N11 по улице Лесная («ЧД» писала об этом в прошлом номере) остается запутанной. Жители домов 3 и 5, между которых и будет сооружен № 11, - против строительства, жители домов 2, 4, 6, 7 - за. Жалобы речкой льются с обеих сторон.
Сегодня разрешение на строительство нового дома пока не выдано. Это будет сделано только после того, как администрация района выступит арбитром в споре жителей Лесной. В то же время земля строителям отведена, вся необходимая документация уже оформлена и заверена надлежащими инстанциями.
«Дом повышенной комфортности» в районе ООО «КНАУФ Гипс» (мы также сообщали об этом в первом номере) все же будет построен. Трест «МОИС-1», который будет сооружать этого 17-этажного «красавца», прошел все инстанции и представил все необходимые документы для того, чтобы отвести землю под строительство и благоустройство. По словам Ольги Малиновой, строительство абсолютно правомерно: есть постановление главы района об отводе земли, а также разъяснения со стороны Главархитектуры области, в которых записано: «Размещение жилого дома соответствует генеральному плану г. Красногорска, утвержденному Коллегией Минмособлстроя 25.11.96.» Главный архитектор уверяет, что все санитарные нормы по шумности будут соблюдены. Что касается возможных неудобств для будущих жильцов, то г-жа Малинова отнеслась к этому вопросу по-философски. Дом будет коммерческим, покупать квартиры в нем никого заставлять не будут, так что живите и радуйтесь.

2. Согласно «Плану социально-экономического развития Красногорска на 2002 год», в текущем году планируется ввести в строй: панельные 17-этажные дома N13 и N15 в Чернево-2, панельный 17-этажный дом на улице Пушкинской, в рамках инвестиционного проекта реконструкции Брусчатого поселка - пять 4-этажных домов, 14-этажный монолитно-кирпичный в микрорайоне Южный. Также власти намереваются выселить и снести первую очередь домов Брусчатого поселка, дом N1 по Заводской улице.

3. Ввод в строй жилья в Красногорском районе

По словам заместителя главы района по градостроительному комплексу Надежды БУЛГАНИНОЙ, в последние годы в Красногорье вводилось в строй в среднем по 100 000 кв м жилья. Наиболее «урожайным» в этом отношении был 1996 г., когда большой прирост новых площадей дало возводимое в рамках российско-германского межправительственного соглашения жилье для военных частей, выведенных из ФРГ (Турецкий городок в Нахабино).
Год Количество жилья, кв м
1996 123247
1997 94000
1998 74000
1999 81000
2000 112000
2001 88000
2002(прогноз) 100000

 

4. В Красногорском районе существует, как и положено по законодательству, три очереди на получение жилья. Это: так называемые «внеочередники» (то есть льготники), основные очередники и очередники из числа офицеров запаса. В первой очереди сегодня стоит 61 человек, в основной - 2089, в офицерской - 116 человек. Движение очереди, хоть и имеет регламентацию, но до сих пор остается тайной за семью печатями. Феридии Жилиндиновне ХУСНЕТДИНОВОЙ 1925 года рождения из поселка МПС-Павшино, например, давно никто не объясняет, почему, встав в основную очередь в октябре далекого 1971-го года, она последние несколько лет упорно остается четвертой в основном списке. И когда ей наконец «свалится» обещанная квартира, неизвестно...