История идеологической
войны между Советским Союзом и фашистской Германией
|
|
Тебя, товарищ милый мой Эта всего лишь маленькая листовочка, один из 32 тысяч экспонатов, собранных в Мемориальном музее немецких антифашистов. История музея - это история идеологической войны между Советским Союзом и фашистской Германией. - Вот вам готовый сценарий для психоделического триллера, - говорит заместитель директора музея Владимир ВСЕВОЛОДОВ. - Вы находитесь на линии фронта, прямо между русскими и немецкими окопами. Оба языка вы знаете. Правым ухом слушаете то, что говорят в Германии, а левым - то, что, говорят в СССР. Оказавшись между двумя мощными убеждающими потоками, можно просто сойти с ума. Пропаганда в СССР и в Германии зародилась в начале 20-х годов и, вероятно, «пиарщики» со свастикой и с серпом и молотом учились по одним и тем же учебникам, благо после акта Молотова-Риббентропа культурно-идеологический обмен между двумя державами был поставлен на поток. Кстати, на военных кафедрах в вузах современной России курс «Контрпропаганды» до сих пор ведется на примерах Великой Отечественной. Есть чем гордиться. Вот немецкая листовка в виде советского червонца. Естественно, человек не может пройти мимо денег, поднимает купюру, а оказывается, что это не деньги, а агитка, на которой написано: «Трудящиеся, долой войну, спровоцированную Сталиным! Если хочешь мира, поверни штык против тех, кто гонит тебя на убой!». Следующий экспонат - изобретение уже наших политработников. Антифашистские игральные карты. На них все окружение Гитлера и сам фюрер изображены в карикатурном варианте. Карты на фронте - чуть ли единственный досуг. От тоски в окопах начнешь крыть трефового Гитлера бубновым Гиммлером. Обе стороны, склоняя к сдаче в плен солдат противника, часто делали
ставку на грубую физиологию. Причем, немцы цитировали в листовках и
через «матюгальник» даже рацион питания военнопленного, где якобы были
мармелад, сыр, творог. А наши упирали на горячие суп и кашу, что было
актуально для замерзших «фрицев», плюс фронтовые сто граммов. Пленных и наши, и немцы использовали по-разному. В основном, на тяжелых производствах с высокой смертностью. Офицерам и орденоносцам, словом, влиятельным в войсках людям, предлагалось сотрудничать с новыми хозяевами. Так, на базе Красногорского лагеря для пленных № 27 в 1941 г. была образована центральная школа антифашстов. С 1941 по 1950 гг. (а мы не особо стремились отпускать пленных немцев по домам) через нее прошли около 6000 человек. (5000 - немцы, остальные - венгерские, итальянские, румынские и др. военнопленные). Примечательно, что в списках встречаются и русские фамилии. Это были так называемые двойные перебежчики. Сначала они попадали в плен к немцам, потом - обратно к нашим. Их использовали, как агитаторов лишь до поры до времени, затем - под трибунал.
|
До 1947 г. школа работала в бывших жилых домах Брусчатого поселка, где ныне находится музей, а с 1947 по 1950 гг. - в нескольких бараках первого отделения лагеря. Срок обучения - от 4 до 6 месяцев, группы формировались по национальному признаку. «Курсанты поневоле» изучали политэкономику, марксизм-ленинизм, историю своих стран с марксистским уклоном. Был составлен план, который предусматривал созыв конференции военнопленных. Делегатов конференции избирали от каждого лагеря военнопленных в СССР. В июле 1943 г. был образован Национальный комитет «Свободная Германия»
- антифашистская организация, в состав которой вошли немецкие военнопленные
и политэмигранты. Его основные идеи: отвод вермахта к имперским границам
1939 г., свержение Гитлера, формирование демократического правительства
Германии. Свежеиспеченных противников Гитлера помещали в определенную информационную среду, где в течение определенного времени им показывали черное и говорили, что это белое. Некоторые начинали верить. В красногорском лагере антифашистов было около 15%, ярых фашистов - 22%, остальные - аполитичны. Выпускников, разумеется, не премировали поездкой на родину. Кого-то отправляли в другой лагерь, чтобы он работал там вместе с политсоставом, кого-то - на фронт, в антифашистскую организацию. Там их заставляли писать листовки, озвучивать обращения к своим соотечественникам по громкой связи, рассказывать о прелестях русского плена... После войны многих сразу отправляли домой, чтобы они там вели пропаганду. Их часто называли «рукой Москвы». Однако были и те, кто соглашался сотрудничать, а по приезде домой переходил на другую сторону. Кстати, последний пленный покинул красногорский лагерь лишь в декабре 1956 года… Не будем забывать, что во Второй мировой принимало участие 61 государство. Среди экспонатов музея есть благодарственное письмо и от японских пленных «Привет, при до свидании». Вот несколько строчек из него (стиль и орфография авторов сохранены - Прим.ред.): «Мы усердечно благодарим вас за то, что в этом месяц ваша советская армия оказала добролюбельность в лечении больных и обращался с нами очень дружно». «Пиар звезд» и «пропаганда свастики» делали свое дело. Солдаты и мирные жители либо принимали чужую сторону, либо оставались на твердых позициях и - очень часто - гибли за свои убеждения, врожденные или привитые. Однако не признать неоспоримый факт невозможно - фашистскую гадину раздавил советский солдат. Следовательно, не в том дело, что немецкая машина оболванивания оказалась раздавлена сталинской «Правдой». И дело даже не в лидере. Войны - все до единой - страшны и ужасны. Но есть кампании, в которых на стороне одних - сила (которая, как известно, в правде), а за других стоит только железо... Тем и живы до сих пор. Екатерина ПЕТРОВА. «ЧД» благодарит заместителя директора ММНА Владимира ВСЕВОЛОДОВА за помощь в подготовке материала. В настоящее время подготовлен к печати музейный альбом «Срок хранения - постоянный. История красногорского лагеря № 27». Это серьезное музейное издание позволит читателю получить ответы на многие вопросы. Стоимость печати - $20000, ведется поиск спонсоров. Связаться с музеем можно через нашу редакцию.
|